Заплаканные от грубых слов внука бабушкины глаза, отброшенный ногой котенок, злобно брошенный в одноклассника мяч, — сколько таких проявлений жестокости нам приходилось наблюдать? Откуда берут свои корни насилие, грубость, невнимание к ближним? В чем причина их появления? Ответ один: невнимание взрослых в семье, детском саду, а затем и в школе к вопросу нравственного воспитания детей.
Важным этапом на пути формирования личности является духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Именно в школьные годы происходит основное формирование его собственной системы нравственных ценностей.
Основные моменты формирования личности школьников
Ребенок приходит в первый класс с уже приобретенным в семье и детском саду багажом начальных представлений о том, что правильно, а что – нет, как себя вести дома и в обществе. В школе плавное развитие личности ребенка претерпевает скачок из-за резкого изменения и расширения круга общения, появления качественно новой основной обязанности – учебы. Ребенку приходится с самого начала строить отношения с учителями и одноклассниками. Если маленькому школьнику родители и воспитатели сумели привить осознание важности его новой деятельности, то он будет психологически готов к добросовестному выполнению новых требований взрослых.
Процесс усвоения нравственных норм ребенком можно условно разделить на три основных этапа.
Возраст | Нравственные навыки |
До 5 лет | Примитивный набор правил, не разрешающих делать «плохое» |
5-10 | Умение давать оценку эмоциональному состоянию окружающих людей и их поступкам с морально-этической точки зрения |
10-15 | Осознание необходимости помогать окружающим |
Психологи считают, что именно в младшей школе дети наиболее восприимчивы к усвоению нравственных норм, правил и основ эстетического развития. Именно в начальных классах у ребенка формируется нравственная позиция, согласно которой он и будет строить свое поведение и отношения с окружающими: людьми старше себя, ровесниками, теми, кто младше и слабее.
Как же воспитать в ребенке умение сочувствовать и сопереживать? Только собственным примером. Если школьник — свидетель постоянных ссор родителей, их взаимных оскорблений — то вряд ли стоит ожидать от него вежливого и терпимого отношения к одноклассникам.
Роль преподавательского коллектива в нравственном и эстетическом воспитании школьников
Большая ответственность за успешность освоения учениками нравственных навыков лежит на плечах преподавателей. Слово учителя – основной инструмент воспитания моральных принципов. Именно учитель анализирует на своих уроках поступки литературных персонажей и реальных людей, давая им нравственную оценку.
Духовное и эстетическое воспитание осуществляется практически на всех уроках, и его эффективность зависит от многих составляющих:
- насколько интересно ученикам содержание предмета;
- методы обучения, применяемые учителем на уроках;
- какую атмосферу сумел создать преподаватель;
- личность самого учителя.
Для того чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, учитель должен отвести ему в коллективе особое место, на котором школьник сможет себя максимально проявить. Подросток почувствует себя важным и незаменимым в общем процессе, возрастет чувство его собственного достоинства. Такой способ воспитания позволит учителю без принуждения побудить своих учеников соответствовать принятым в человеческом обществе принципам морально-этического поведения.
Духовно-нравственное воспитание детей – важнейшая задача родителей и учителей, эффективный способ привить современному ребенку нравственные ценности в противовес зачастую негативному влиянию телевидения, СМИ и Интернета.