Некоторые дети сами охотно рассказывают о школе, но не все. Есть родители, которые жалуются, что их ребенок не любит рассказывать о своих делах на учебе, поэтому они вынуждены вытягивать из ребенка информацию. И обычно это происходит тогда, когда случаются какие-то неприятности! Как же правильно задавать вопросы, чтобы ребенок не замкнулся, а поделился своими чувствами и впечатлениями?

Во-первых, большинству детей для того, чтобы они все рассказывали, необходимое родительское поощрение к разговору. Во-вторых, если вопрос является слишком обобщенным и абстрактным, то вы получите крайне неопределенные и неожиданные ответы. Так, например, на вопрос: «Как дела в школе?» — ребенок обычно отвечает: «Хорошо», что ничего не означает. (Разве и вы зачастую не отвечаете также на вопрос знакомых о том, как дела, а при этом за этим словом скрыта целая череда чувств — усталость, раздражение, равнодушие, радость, счастье.)

Конкретизируйте вопрос

Подобной является ситуация с вопросом «Что нового в школе?». Самый частый ответ — «ничего». Но не потому, что ваш ребенок не хочет вам ответить, а потому, что просто вас не понимает. Такой вопрос слишком размыт, и он просто не умеет отвечать на него, ведь действительно не чувствует и не замечает, чтобы в школе появилось что-то новое. Новое было бы, если бы изменилась учительница или в класс пришел новый ученик и т.д. Все осталось по-старому.

Чтобы не возникало недоразумений в общении, прежде чем вы начнете с ребенком разговор о школе, вы должны сами определить, что именно вас интересует. А потом четко и конкретно спросить ребенка: «Чем вы занимались на уроке физики (математики и т. п)? Было ли тебе трудно? Или покажешь мне тетрадь?».

Спрашивайте о различных событиях

Ваш интерес не должен ограничиваться только тем, что ребенок учил в школе, он должно быть значительно шире: «Что ты делал на перемене? С кем играл?», «Или ты услышал какую-то новую шутку? Расскажи мне!», «Что делал (имя товарища, подруги)?», «Что ты видел по дороге домой?»

Чтобы разговор с ребенком была более полным, необходимо задавать такие вопросы, на которые ребенок не сможет кратко ответить, соглашаясь или возражая. Вопросы должны побудить ребенка рассказывать и объяснять свои ответы.

Слушайте активно

Активно слушать означает:

  • проявлять истинную заинтересованность к тому, что рассказывает ребенок;
  • не перебивать его, не приказывать, чтобы говорил быстрее;
  • не критиковать;
  • не упрекать, что говорит много и бессвязно;
  • поощрять передавать свои мысли и чувства;
  • пытаться понять его по-настоящему и попросить объяснить то, что вам непонятно;
  • не навязывать своих мнений;
  • реагировать спокойно на вещи, которые вам не нравятся,
  • не спешить с советами, как решить проблему, о которой рассказывает ребенок (позволить ему самому найти решение, дать ему время).

Активно слушая, вы помогаете ребенку стать более уверенным, он искреннее вам будет рассказывать все, что с ним случилось.

Иногда случается, что ребенок не отвечает на ваши вопросы даже после соблюдения всех советов. Возможно, он устал или у него плохое настроение, еще не полностью привык к школе, а может просто не привык проявлять свои чувства. Тогда не нужно настаивать на ответе, ведь ребенок может воспринять это как принуждение. В такой ситуации достаточно обнять его, добавить немного юмора и шуток, а к разговору вернуться позже.

Играйте со своим ребенком в школу

Иногда нужно приложить немало усилий, чтобы преодолеть преграду между школой и домом, которые ребенок воспринимает, как два разных мира. Один из лучших способов этого достичь — игра.

Ребенок любит играть. В игре она наиболее полно проявляет свои эмоции. Поэтому если вы примете участие в игре, кроме того, что утешите ребенка, вы можете многое узнать про «настоящую школу». Пусть в игре ребенок сначала будет учительницей/учителем, а вы — учеником.

Играя в школу, вы быстро поймете, какие отношения царят в классе, как ведут себя другие дети, что ребенок делал в течение дня или недели. Неприятные события, которые мучают ребенка, он может перенести в игре на кого-то другого: учительница отчитала кого-то (а не меня!). Но прекрасно, что игра помогает и самому ребенку приспособиться ко многим сложным ситуациям, выявить, чего он боится, избавиться от неприятных эмоций и придумать, как разрешить конфликты.