Автор: Русакова Зарина

В этой статье я немного отойду от тематики своего сайта и хочу посвятить её теме: «Адаптация ребёнка к условиям детского сада». Это тема очень актуальна для меня, так как она затронула меня и моего ребёнка. После рождения своей малышки, как часто я задумывалась над этой неизбежностью. Но мне казалось, что до этого так ещё далеко. Время пролетело очень быстро! И вот она — эта важная социальная ступенька, на которую должен вступить твой малыш, но только без тебя! Это первое сложное испытание для его психики, и только от взрослых зависит, как быстро и успешно ребёнок преодолеет эти трудности и войдет в новый коллектив.

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Конечно, я пыталась подготовить свою девочку к условия детского сада. Я заранее узнала режим, и старалась соответствовать такому распорядку и дома. Я настраивала своего ребёнка на позитивный лад заранее, рассказывая ему о новых друзьях, развивающих играх, занятиях в детском саду. Даже, чтобы это выглядело наглядно, просматривали совместно видео из жизни детского сада, выложенные в интернете. Кстати, такие просмотры очень положительно влияли на моего ребёнка. Но этого оказалось недостаточным!

Первых три дня прошли на: «Ура!». Я с трудом могла её переодеть, так как Алиса старалась быстрее оказаться в группе, а когда приходила за ней через три часа, то передо мной разыгрывался скандал, потому что мой ребёнок не хотел уходить домой. Но так продолжалось всего лишь три дня. Потом начался кошмар!!!

Я уже не буду описывать те истерики, которые уже начинались дома. Вообще они стали возникать по любому поводу и продолжались достаточно долго. Аппетит плохой, сон тоже. Появилась пугливость. Уже с вечера дома начинаются отговорки и «сто» причин, почему она не должна идти в сад. В саду расстаемся с причитаниями, что у меня наворачиваются слёзы. Очень много обещаний, что она будет послушной, помощницей и т. д. создаётся впечатление, что моя девочка просит меня о помощи.

Прошёл почти месяц. Адаптация Алисы к условиям детского сада не изменилась. У неё нет подруг и желания с кем — либо подружиться. Если какой — либо ребёнок пытается с ней пойти на контакт, то в ответ получает лишь одну агрессию. (Причём дома во дворе никогда такого не было. Наоборот, она всячески старается подружиться с детьми).

Очень часто бывают эмоциональные вспышки, и тогда Алиса начинает просто бегать по кругу, а ещё лучше, сбрасывать все игрушки с полок. Я всё чаще и чаще задавала себе один и тот же вопрос: «Почему такой агрессивный настрой у моего ребёнка к детскому саду?» Ведь Алиса была всегда очень коммуникабельная, ей нравилось, когда вокруг много детей. Мою принцессу как подменили. Но все — таки не её, а её жизнь и обстоятельства. Насмотревшись на весь этот спектакль в течение месяца, я всё время приходила к одной и той же мысли, что, если бы я могла себе позволить не работать, я бы не позволила бы так мучиться моей девочке. Но я не могу себе позволить не работать, поэтому начала искать выход из положения.

Пошли к детскому психологу, из беседы с которым я узнала, что такое поведение – это естественный процесс, связанный с адаптацией ребёнка к условиям детского сада. Масса негативных сдвигов в организме ребёнка – это результат такого приспособления. Такие изменения протекают на всех уровнях. Только родители и воспитатели в этот период видят только одну сторону медали – это модель поведения ребёнка.

Но нельзя ещё забывать о том, что в душе у малыша всё переворачивается. Ребёнок всегда под воздействием сильного психологического стресса. (Кстати, это было очень сильно заметно в поведении моей девочки). Как мне сказал специалист, сила стресса ребёнка в период адаптации к условиям детского сада сравнивается с силой стресса космонавта, который отправляется в полёт. Ребёнок и космонавт. В голове просто не укладывается. Но это факт!

Я наблюдаю за своей девочкой. Какое странное у неё состояние: и не здоровая и не болеет. Такое ощущение, что у ребёнка появилось «третье состояние». Оказывается, действительно он есть у детей, адаптирующихся к условиям детского сада. И если Ваш малыш обладает минимальной выраженностью стресса, то в скором времени негативные сдвиги адаптационного процесса сойдут не нет. Можно будет с уверенностью сказать, что процесс адаптации был лёгким и благоприятным.

Если же стресс выражается во всех своих проявлениях (как у моего ребёнка), будет нервный срыв, а потом болезнь. Срыв и последующие за ним болезни — последствия тяжёлой адаптации у ребёнка.

И вот сейчас моя Алиса все болеет. Три дня ходим в сад — неделю дома. За эту неделю полностью отвыкаем, а потом всё как в первый раз. Мне уже кажется, что это никогда не кончится. Я уже не буду рассказывать, какие проблемы у меня начались на работе.

Я часто задумываюсь над темой: «Нужен ли сад в жизни ребёнка?». Конечно, существует понятие «несадовский ребёнок», и знаю, какие трудности испытывают потом в дальнейшем такие дети, рискуя на долгие годы приобрести инфантильную сосредоточенность на себе любимом, неумение контактировать с людьми. Я – педагог и отлично понимаю, какую важную социальную подготовку проходят дети в условиях детского сада, где они приобретают первый жизненный опыт, очень часто влияющий на их дальнейшее поведение по жизни. Но каждой матери очень невыносимо видеть, как страдает твой ребёнок из-за того, что ты должна зарабатывать на жизнь.

Автор: Русакова Зарина